Опубликовано
в журнале "Российская астрология" N 5, 1995. 
  
   Если еще четыре-пять лет назад появление в печати
любого материала на астрологическую тему можно было считать событием ("Смотрите-ка:
существует и астрология, и астрологи!"), то сейчас ситуация в корне
изменилась. Печатным и непечатным астрологическим словом никого нынче
не удивишь и не ошарашишь. И, возможно, настала пора более ответственно
задуматься и разобраться, чем же все-таки занимаются столь многочисленные
представители этой профессии. Разобраться - это, естественно, занятие
нелегкое и небыстрое, а вот задуматься, пожалуй, самое время.
   Поэтому в этой работе мы попытаемся сформулировать
некоторые вопросы, которые, по-видимому, возникают не только у нас, но
и у других астрологов. Мы не претендуем ни в коей мере ни на решение этих
вопросов, ни на объективность высказываемых суждений. Возможно, кому-то
наши проблемы покажутся слишком тривиальными - тут можно только позавидовать
силе ума человеческого.
  
   I
   Кто-нибудь может решить, что вопрос "Что такое
астрология?" уместен лишь в популярном издании. Однако, как показывает
практика, даже у самых серьезных профессионалов нет единого ответа на
этот вопрос. Одни считают, что астрология - это мировоззрение, другие
- что это откровение, третьи - что это наука, а четвертые, пятые и шестые
- что-либо еще. Чтобы проанализировать справедливость всех концепций,
пожалуй, потребовался бы многотомный труд. Мы же кратко остановимся на
астрологии-мировоззрении и астрологии-науке.
   Если посмотреть на астрологию не только "здесь
и сейчас", но и в ее эволюции, то вопрос об астрологии-мировоззрении
вызовет замешательство. Ведь астрология существовала у египтян и персов,
у индусов и вавилонян, арабов и христиан, а говорить о единстве их мировоззрения
не приходится. Интересно, что не включив в этот список совершенно отличные
астрологические культуры (например, майа и китайскую), мы вынуждены констатировать
достаточную близость собственно астрологических методик. Конечно, у арабов
были их любимые арабские точки, у египтян - звезды и деканаты, а у индусов
- Кету и Раху, но в общем-то все имели представление о планетах и о важности
восходов или заходов. Поэтому кажется более разумным говорить о эволюции
астрологических методик параллельно с революциями мировоззрений. То есть,
астрология всегда была некоторым кентавром - с одной стороны "беспартийные"
методики, с другой - чистое мировоззрение, духовность и философия. Но
не будем пока отвечать на вопрос, почему так случилось.
   В наше время ситуация нисколько не изменилась. Базовым
мировоззрением для европейской астрологической традиции (к которой относится
не только собственно европейская астрология, но и американская, австралийская
а, возможно, и целый ряд других) на этот раз стало так называемое "оккультное
мировоззрение". Не вдаваясь в подробности, заметим, что оно является
продуктом слияния европейских и восточных мистических и религиозных учений.
Опорными столбами этого мировоззрения можно считать представления о карме
и реинкарнациях, о способности человека развиваться в процессе жизни,
о нескольких телах человека (физическом, астральном и кармическом - иногда
этот список изрядно расширяют) и т.д. Формальной датой возникновения оккультного
мировоззрения считается 1875 год, когда в Нью-Йорке было образовано "Теософское
общество"(1) .
   Однако, мы не возьмем на себя ответственность утверждать,
что очередная смена мировоззрения качественным образом отразилась на астрологических
методиках. Наоборот, создается впечатление, что методики, отдавая некоторые
небольшие долги мировоззрению, остаются совершенно самостоятельными и
независимыми. В чем же тогда причина существования этого кентавра, то
есть, столь постоянного слияния мировоззрения и методик? С нашей точки
зрения, ответ очень прост - сфера интересов и практического применения
астрологии выходит за ее собственные рамки, вторгаясь в повседневную жизнь.
Поясним на примерах. Возьмем биологию. Открытие какого-нибудь нового вида
пауков или расшифровка значения еще одного гена ДНК, если и вызовут у
вас интерес, то скорее абстрактный, чем животрепещущий. Это и понятно,
ведь о существовании понятия "вид" или "ген" вы узнали
из самой биологии, и, если не пытаться изобретать "практическое применение",
то в общем-то можно утверждать, что открытие в этой науке ценно прежде
всего с точки зрения ее самой. То же относится и к математике, физике
или географии.
   Совсем другое дело астрология. Она неизменно оперирует
такими понятиями как "жизнь", "смерть", "судьба",
"рождение", а попытайтесь-ка высказать что-то содержательное
на эти темы оставаясь вне всякого мировоззрения! "Кентаврообразность"
астрологии проистекает прежде всего из строения ее самой: с одной стороны
- беспристрастные математические расчеты, с другой - выводы на самые волнующие
и животрепещущие темы. Поэтому и оказывается, что астрология всегда надевает
на себя "шубу" того мировоззрения, которое господствует в умах
и сердцах людей.   
   II
   Современным вопросом, относящимся к "мировоззренческой"
части астрологии являются ее отношения с христианством. Впрочем, современность
этого вопроса относительна - он существует без малого 2000 лет, и более
заслуживает многотомного труда с множеством цитат, чем краткого упоминания
в данной статье. Все же мы позволим себе высказать несколько соображений
на эту тему.
   Практически с начала возникновения христианства
существовало два мнения: первое, что астрология и христианство прекрасно
сочетаются, и второе, что астрология и христианство принципиально несовместимы.
Не беря на себя смелость судить, кто же все-таки прав, попытаемся проанализировать
те факты и причины, которые сыграли наиболее значимую роль в становлении
этих мнений.
   На заре христианства два фактора определили его
негативное отношение к астрологии. Первый, который можно было бы назвать
"социальным", заключался в несомненной связи астрологии с языческими
культурами (Вавилонской, Ассирийской, Персидской, Египетской, Греческой
и Римской). Естественно, юная христианская церковь не могла спокойно относиться
к сомнительному наследию мрачного прошлого. Как уже было сказано, у христианства
существовало два пути: отвергнуть "мировоззренческую" часть
астрологии вместе с ее "научной" частью либо заменить или приспособить
мировоззренческую часть под свои нужды. Развитие пошло по обоим путям.
С одной стороны, начала развиваться христианская астрология, считавшая,
что если Бог управляет всем миром, то почему бы ему не делать это посредством
звезд? Развитию христианской астрологии способствовало и такие концептуально
не особенно важные, но доступные для человеческого ума факты, как, например,
поклонение волхвов, то есть, магов (в старом понимании этого слова), вычисливших
по звезде рождение Царя Иудейского, или выбор Иисусом именно двенадцати
апостолов, что позволяло соотносить их со знаками Зодиака. С другой стороны,
многие христианские деятели резко высказывались против астрологии.
   Второй фактор, определивший негативное отношение
к астрологии, который можно назвать "концептуальным", заключался
в полной несовместимости христианской идеи Божьей воли, как первопричины
событий, и свойственного астрологии того времени абсолютного детерминизма,
то есть, предопределенности событий. (С радостью заметим, что современная
астрология практически полностью освободилась от этого "порока",
хотя астрологам все еще приходится выслушивать претензии на этот счет).
   Тем не менее, с большей или меньшей степенью признания
астрология дожила до нашего времени, по-видимому, во многом за счет тех
христианских орденов и сект, которые развивали оккультные и мистические
концепции (тамплиеры, розенкрейцеры и т.д.), а так же за счет астрономов,
которые, как правило, не могли не видеть соответствия планетарных циклов
событиям окружающей жизни. Заметим кстати, что основной причиной жизнеспособности
астрологии, с нашей точки зрения, является ее очевидность: как показывает
практика, любой человек, хоть в минимальной степени, столкнувшийся с профессиональной
(в смысле, без профанации) астрологией, вынужден признать факт соответствия
момента рождения и характера человека, даже если он принципиально отрицает
астрологию по любым другим соображениям (неудачно сделанного прогноза,
сомнительного желания узнать будущее или судьбу, несоответствия своему
мировоззрению или просто нелюбви к конкретным астрологам). Расхожее мнение
о том, что "все это неправда", "чистое совпадение",
"объясняется теорией вероятностей" исходит исключительно от
людей, никогда не знакомившихся с астрологией и считающих, что если пока
не удается объяснить причину взаимосвязи планетарных и земных циклов,
то это достаточный аргумент против астрологии.
   Но вернемся к христианству. В настоящее время есть
несколько причин, которые определяют негативное отношение христиан к астрологи.
   1) Связь так называемого "астрологического
мировоззрения" с восточными религиями.
   Поскольку естественно, что каждая религия или идеология
борется за свое существование, то комментарии здесь излишни.
   2) Объединение астрологии с прочими "мракобесиями",
типа магии, НЛО, полтергейстов и т.п. Увы, приходится признать, что последнее
время появилось особенно много людей, которые, из-за общего беспорядка
в своем сознании и отсутствия по-настоящему цельного мировоззрения сваливают
все в одну кучу, создавая в результате у людей незнакомых с астрологией
неадекватный стереотип, что магия и астрология - это одно и тоже. Такого
рода смешение нередко случалось и в прошлые века, но почему бы не отнести
тогда к "мракобесиям" и математику (ведь в древнем мире математикой
и астрологией занимались одни и те же люди, а словом "математик"
в начале нашей эры именовали именно астрологов)?
   3) Желание узнать свое будущее противоречит доверию
воле Божией. С позиций простого разума с этим нельзя не согласиться с
той лишь оговоркой, что смысл и результат прогнозирования может принимать
самые разные формы, в частности, как бездумное желание узнать "что
же меня ждет?", так и осмысленная попытка наиболее гармонично встроиться
в поток бытия и не ломиться в закрытые двери, когда этого делать не следует.
В целом, следует заметить, что астрология это "острое оружие",
которое служит во благо только при разумном и осмысленном использовании.
Впрочем, это общая проблема любого знания, а тяга к нему как известно
может привести к печальным последствиям (вспомним, например, изгнание
из Рая).
   К сожалению, приходится признать, что "мода"
на астрологию, хотя, по-видимому, процесс естественный, имеет целый ряд
резко отрицательных проявлений, противоречащих не только христианству
или какой-либо другой религии, но и любому разумному мировосприятию в
целом. Обилие массовых прогнозов (типа: Раку не заниматься сексом с Бараном),
далеко не всегда компетентные астрологи в средствах массовой информации,
раздувание ажиотажа ("Мы все можем! Сейчас мы вам напредсказываем!")
и прочая откровенная профанация демонстрируют астрологию не с лучшей стороны.
'
  
   III
   Если сбросить с астрологии всю ауру таинственности,
то ее научная концепция окажется очень простой и понятной. Ее можно выразить
в двух положениях.
   1) Большая часть событий окружающего мира циклична.
Этих циклов огромное множество, и изучая их, можно устанавливать связь
между событиями, на первый взгляд слабо связанными между собой.
   2) Многие существенные циклы совпадают с циклами
обращения планет или производными от них.
   Подчеркнем, что современную астрологию относительно
мало волнуют причины совпадения событий с циклами планет (слишком нагляден
сам факт совпадения), так что затасканная формулировка о "планетах,
управляющих судьбами" практически не соответствует действительности.
   На первый взгляд, в этих положениях нет ничего,
что помешало бы отнести астрологию к науке в ее общепринятом понимании(2)
. И все же у астрологии есть целый ряд как "научных", так и
"ненаучных" качеств.
   С одной стороны, астрология наука практическая.
Можно даже сказать сильнее: основной смысл астрологии - это практика.
Подавляющее большинство астрологических теорий допускает проверку. При
этом результаты этой проверки будут наглядны, то есть, сформулированы
в терминах, не зависящих от избранной концепции (в этом заключается положительное
отличие астрологии от таких "замкнутых на себя" наук как психология,
где значительная часть результатов имеет смысл только в рамках заданной
концепции). С другой стороны, астрология в силу своей неразвитости или
каких-либо других причин не всегда в состоянии однозначно сформулировать
какие факторы в эксперименте являются принципиально значимыми, а какие
несущественными. Прежде всего это относится к личности исследователя,
проводящего эксперимент. Астрология, постулируя и подтверждая взаимосвязанность
самых разнообразных сфер жизни, вынуждена учитывать этот фактор. Так у
одной группы астрологов может быть свой набор прекрасно работающих методик,
а у другой группы - другой набор не менее успешных методик. Но попробуйте
дать первой группе астрологов методики второй группы (и наоборот), и окажется,
что положительного результата не получается. В частности, по этой причине
в астрологии довольно странным образом работает статистика, поскольку
любая "случайная" выборка будет определенным образом зависеть
от астрологической карты сделавшего ее (и не только натальной, а прогрессивной,
транзитной и прочих карт!).
   Другим важным доводом в пользу "ненаучности"
астрологии является огромная роль личности астролога в процессе интерпретации
гороскопа. Многие считают (и в общем-то верно), что без применения изрядной
доли интуиции здесь не обойтись. По этому поводу можно сделать два замечания.
   Во-первых, как ни странно, до сих пор в абсолютно
зачаточном состоянии находится собственно теория интерпретации астрологической
карты в целом (при гипертрофированной развитости интерпретации ее отдельных
элементов - планет в знаках, аспектов между планетами и т.п.). Возможно,
если все-таки это направление получит развитие, обыкновенная "разумность"
во многом заменит столь необходимую для астролога интуицию.
   Во-вторых, любая астрологическая карта представляет
собой достаточно сложный конструкт, состоящий из множества компонентов
и зависящий от множества факторов (сдвиг Асцендента на пару градусов может
в корне изменить весь гороскоп). И несмотря на стремительное развитие
вычислительной техники, пока что только человеческое сознание способно
произвести адекватный анализ карты, выделив в ней действительно существенные
моменты и поместив на задний план второстепенные. В этом астрология схожа
с медициной, когда при отсутствии четкой клинической картины болезни (что,
похоже, бывает слишком часто) опытный врач быстро вычленит из списка симптомов
наиболее важные и поставит точный диагноз, а неопытный окажется в небезызвестной
ситуации героя повести Джерома К. Джерома.
   Таким образом, создавшийся у некоторых людей стереотип
о наличии у астролога магических и прочих сверхъестественных свойств,
более чем преувеличен. Да, на данном этапе развития астрологии астрологу
очень нужна профессиональная интуиция, но не в большей степени, чем врачу
или любому другому талантливому исследователю.
   Наиболее загадочным явлением, с которым, скорее
всего, сталкивалось большинство астрологов, является двустороннее взаимодействие
объекта и знания о нем. В соответствии с представлениями традиционной
науки нам понятна одна составляющая этого явления (от объекта зависит
знание о нем) и совершенно чужда другая (знание влияет на объект). В астрологии
же с этим приходится сталкиваться постоянно. И если в некоторых случаях
можно найти какие-либо "психологические" объяснения (типа: клиенту
предсказали что-либо, и он запрограммировал себя на эту ситуацию), то
как быть с вариантами заочного прогноза? Приведем в качестве примера реальную
ситуацию.
   Молодой человек счастливо и радостно общается с
девушкой в течении длительного времени. Однажды астролог, проанализировав
совместимость их карт, сообщает ему, что эти отношения очень напряженные
и сложные. На следующей же день, девушка, которая даже не подозревала
о визите к астрологу, устраивает истерику первый раз за все время общения.
   Это так называемый "эффект включения",
когда знание об астрологической карте (то есть о свойствах человека) заставляет
качественно сильнее работать эту карту (следовательно и соответствующие
свойства человека).
   Другой не менее типичный эффект можно было бы назвать
"эффектом отдаления". Астролог делает некоторый прогноз, но
в указанный период события не случается. Как только клиент начинает думать:
"Ну вот, все это неправда!", событие тут же происходит. И такого
рода ситуации далеко не всегда объясняются ошибкой астролога. Приходится
признать, что либо несовершенна система прогнозирования (в некоторой степени
это так и есть - но об этом чуть ниже), либо ... . Либо следует как-то
квалифицировать явления такого рода. Конечно, объяснения о магическом
воздействии, эзотерической (то есть, закрытой от непосвященных) информации
и т.п. достаточно распространены, и по-видимому, неплохо гармонируют с
современными парадигмами человеческого сознания, создавая вокруг астрологии
определенный ажиотаж, полезный скорее для заработков некоторых "астрологов",
чем для понимания ее (то есть, астрологии) сущности. Все же напрашивается
мысль, что в определенном кризисе находятся некоторые научные представления
об окружающем мире, в частности те, которые связаны с понятием информации.
Создается впечатление, что в более или менее недалеком будущем может появиться
концепция, позволяющая приведенные выше примеры признать как объяснимые
наукой и подтверждающие ее(3) .
  
   IV
   Что же представляет из себя астрология как наука?
Отчасти ответ на этот вопрос можно найти, обратившись непосредственно
к процессу работы астролога. Получив задачу, астролог производит необходимые
технические расчеты (как правило, это составление астрологической карты
или нескольких карт, базирующееся на вычислении положений планет в заданные
моменты времени), а затем, обладая знанием астрологической символики и
умением использовать эту символику, переводит содержание астрологической
карты в текст, доступный для восприятия клиента(4)
.
   Таким образом, наука астрология раскладывается на
три основные компонента:
   1) Определение положений планет, составление астрологических
карт и прочие технические расчеты и схематические изображения;
   2) Семиотическая система астрологии, приписывающая
определенные значения используемым символам (планетам, знакам, аспектам,
домам), то есть то, что называется "астрологический язык";
   3) Система правил (к сожалению, нередко довольно
расплывчатых), позволяющая, применяя астрологическую семиотическую систему,
переводить числовые и схематические данные в текст естественного языка.
   Каждый из этих компонентов имеет свои собственные
проблемы. Рассмотрим их, начав, как положено, с первого пункта - проблем
расчетных.
   Можно сказать, что технические расчеты не содержат
по-настоящему принципиальных проблем. Во-первых, астрологи давно уже не
смотрят на небо самостоятельно, а используют унифицированные таблицы (эфемериды
и т.п.). Во-вторых, существует немало компьютерных программ, которые позволяют
не только рассчитать положение планет и домов, но и получить высококачественное
изображение астрологической карты (и все это занимает считанные секунды).
Вопрос точности расчетов, который особенно любят поднимать начинающие
астрологи с техническим образованием, с нашей точки зрения, явно гипертрофирован.
Реально для интерпретации натальной карты астрологу совершенно не существенно
будет ли находиться Венера в пяти градусах десяти минутах Овна или в пяти
градусах семи минутах Овна - современные астрологические методики не позволяют
интерпретировать это различие как содержательное. Конечно, если планета
находится на границе градуса или знака, может потребоваться более высокая
точность - порядка одной угловой минуты. Ее же хватает и для раскрутки
наиболее медленного цикла "градус за год". Единственные расчеты,
которые требуют по настоящему большой точности - это революции. Если в
карте солнечной революции нам важен градус Асцендента, то есть, условно
говоря, четыре минуты времени, то точность расчета должна различать положение
Солнца сейчас и четыре минуты спустя. За сутки (то есть 1440 минут) Солнце
проходит в среднем один градус. Значит за четыре минуты солнце пройдет
4/1440 градуса, то есть десять угловых секунд - это и есть требуемая точность
расчета долготы Солнца.
   Довольно широко известно существование революций
Сатурна (которыми вроде бы пользовались древние астрологи), требующих,
как легко прикинуть, точность в тридцать раз большую (поскольку Сатурн
движется примерно в 30 раз медленнее Солнца), то есть 1/3 угловой секунды.
Однако, ни расчеты древних астрологов, ни современные издания эфемерид
не позволяют определить положение Сатурна с такой точностью. Следовательно,
содержательная (интерпретационная) часть этой методики не требовала столь
высокой точности, что позволяет допустить несколько отличное отношение
к интерпретации революций Солнца и Сатурна. Стоит ли тогда бездумно переносить
техническую часть одной методики на другую, исходя лишь из аналогии и
не задумываясь о содержательных различиях?
   Теоретические исследования в астрологии в основном
состоят из разработки новых методик. Любая методика, по своей сути, состоит
из двух частей: расчетной и интерпретационной (то есть, пары "как
рассчитать?" и "как понять?"). К классу технических проблем
можно отнести и создание расчетной части каждой методики. Но при ближайшем
рассмотрении оказывается, что здесь астрология использует очень ограниченное
число идей. Например, в предсказательной астрологии практически все сводится
к использованию трех принципов: дирекций, прогрессий, революций или производных
от них; как правило, этими рамками ограничены и всевозможные фантазии
(например, рассмотрение прогрессивного цикла с коэффициентом гармонического
сечения).
   Иногда изобретение расчетной части опережает интерпретационную:
такова печальная судьба пресловутой проблемы астрологических домов. Используя
различные геометрические возможности для членения небесной сферы, астрологи
наизобретали уже добрые несколько десятков различных систем домов. И пусть
каждая система по-своему интересна, и, не приходится сомневаться, что
каждую из них кто-либо когда-нибудь да использует, но можете ли вы показать
астролога, который применял хотя бы пять систем одновременно? Лично нам
не доводилось встречать даже обстоятельного исследования о различиях в
интерпретации домов.
  
   V
   Основа семиотической системы астрологии состоит
из ограниченного набора символов: 12 знаков Зодиака, 10 планет, 12 домов,
5-15 аспектов. В различных школах и традициях этот набор может видоизменяться,
расширяться или, реже, редуцироваться: знаки могут заменяться на 12 или
13 созвездий, планет может быть только семь, а могут добавляться неоткрытые
трансплутонианцы, элементы орбит планет, арабские точки, мидпойнты, астероиды,
неподвижные звезды и прочая нечисть. Домов может стать 28, а количество
аспектов вырасти до нескольких десятков. (Все же, с нашей точки зрения,
как следует разработан лишь основной набор символов). Каждый символ имеет
свою интерпретацию.
   Значение каждого символа очень обширно и разнообразно
в способах передачи: это и ключевые слова, и типичные ситуации, и оккультная
интерпретация символики, и вообще любой конкретный элемент той реальности,
с которой астролог будет осуществлять связь планетных циклов. Весь объем
значения символа можно условно назвать принципом планеты, знака и т.д.
Эта часть астрологии вообще наиболее разработана, поскольку большинство
астрологических монографий и курсов уделяют львиную долю времени именно
астрологическому языку. Кстати, знание этого языка вовсе не обязует человека
становиться астрологом, это сходно с умением передвигать по правилам фигуры
в шахматах, что вовсе не означает, что человек шахматист (конечно, с той
разницей, что знание астрологического языка может быть полезно для описания
явлений окружающей реальности). Астрологический язык разрастается и за
счет использования композиции принципов планет, знаков, домов и аспектов:
рассматриваются планеты в знаках и домах, планеты напряженные и гармоничные
и т.п.
   Все же и в этой относительно упорядоченной части
астрологии возникают свои проблемы.
   Во-первых, не совсем понятно, что представляет из
себя принцип планеты или знака в чистом виде. Хотя любой астролог может
рассказать массу интересной информации, например, про Козерога и описать
все его свойства, это лишь некоторым и, может быть, довольно нетривиальным
образом будет соотноситься с реальным Козерогом. Ибо так называемый "типичный
знак" вовсе не подразумевает конкретного человека с Солнцем в Козероге
(как иногда пытаются представить ситуацию некоторые астрологи). Это лишь
определенный эмпирически выявленный набор типологических характеристик,
присущий как солнечному Козерогу, так и человеку с сильным стеллиумом
в Козероге, а также человеку с восходящим Козерогом и т.д., причем в каждом
из этих случаев подразумевается свой специфический способ проявления этих
характеристик. Впрочем, как правило, переход от абстрактного понятия к
конкретным людям и ситуациям после определенной тренировки дается довольно
легко.
   Во-вторых, композиция астрологических символов несколько
более приближена от абстракции к реальности, а следовательно, более верифицируема.
Астрологи, хорошо владея своим символическим языком, с легкостью создают
конструкции типа: "Венера - эстетическое начало, чувственность; Лев
- яркость, демонстративность; ergo, Венера во Льве - любовь к ярким краскам,
сильным чувствам и т.п.". В общем-то этот метод вполне действенен,
однако, как правило, композиция символов несет в себе ряд дополнительных
моментов, не выводимых очевидным образом из свойств символов по отдельности.
Нюансы такого рода могут оказаться очень существенными при интерпретации
конкретной карты (так, Меркурий в Рыбах дает болтливость не реже, чем
ожидаемую немногословность). Заметим, что мы не беремся однозначно утверждать,
что является источником таких ошибок: недостаточно разработанная символика
исходных символов, система синтезирования или же и то и другое.
   В-третьих, попытка применения астрологической символики
к некоторому субъекту требует достаточно четкого определения того пространства
или, говоря математическим языком, универсума, которым оперирует астролог
в данный момент. Так, сказав про человека, что его профессиональная деятельность
управляется Сатурном, астролог должен отдавать себе отчет, что это может
быть понято несколькими способами:
   1) С точки зрения сфер жизни в целом профессия управляется
Сатурном;
   2) Среди профессий с Сатурном связаны некоторые
из них, например, строительство;
   3) С точки зрения структуры профессионального взаимодействия
под Сатурном находится любой начальник.
   И так далее.
   То есть, астрологический символ несет в себе некоторый
принцип, но не показывает, в какой области его можно применить (положительной
стороной этого свойства оказывается именно разнообразие сфер и универсальность
употребления астрологического языка). Изучая гороскоп, где МС находится
в Козероге, а Нептун в десятом доме, нельзя однозначно сказать, какая
профессия более приемлема для человека: главврач в больнице или строитель
плотин.
  
   VI
   Почти все глобальные проблемы астрологии относятся
к ее третьей составной части, то есть, собственно к интерпретации астрологических
карт.
   Прежде всего, нужно заметить, что эта часть наименее
разработана. Так, например, до сих пор не существует (или, по крайней
мере, не общеизвестна) последовательная методика интерпретации простой
натальной карты. Поэтому каждый раз начинающий астролог не знает, с чего
начать рассматривать карту: определять ли фигуру Джонса, говорить ли про
биквинтиль Венеры к Марсу или, наконец, ужаснуться Плутону в Скорпионе.
И такой эффект естественен: все книги и лекторы учат тому, что бывает
в карте, но редко кто скажет, как нужно смотреть на карту. И если, набрав
методом проб и ошибок определенный опыт (либо заменив его своей высокоразвитой
интуицией), астролог приобретает способность понимать, что же все-таки
кроется в натальной карте, то это - его личная заслуга, а вовсе не заслуга
науки астрологии.
   Ряд следующих вопросов, по сути дела, сводится к
одной большой проблеме: как бороться с тем, что при всей строгости и четкости
астрологической карты астролог пытается перевести систему ее символов
на совершенно не формализованный и, вообще, практически не поддающийся
структурированию язык реальной жизни?
   Первый и, может быть, наиболее важный вопрос из
этой области следующий: какова же все-таки реальная жизнь, отражаемая
в астрологической карте: субъективная (то есть, как ее видит обладатель
гороскопа) или объективная (как ее видят другие люди и астролог в их числе)(5)
?
   Например, пусть у клиента в карте хорошо стоит Венера
и второй дом(6) . Будет ли у него много денег, с
точки зрения а) его самого; б) соседки по лестничной клетке; в) мировой
общественности? Вроде бы, не третье. Но все-таки, с одной стороны, хорошее
положение планеты, ой, далеко не всегда дает человеку ощущение полноценности
и удовлетворенности в своей сфере, с другой стороны, например, напряженная
Луна может означать вовсе не плохие отношения с матерью, а именно конфликтное
восприятие субъектом материнской фигуры.
   Наши наблюдения показывают, что, по-видимому, на
этот вопрос не существует однозначного ответа, поскольку в астрологической
карте представлена некоторая плоскость бытия, имеющая что-то от объективной
жизни, что-то от субъективной, а на самом деле, являющаяся чем-то третьим
(что, кстати, естественно, поскольку само деление на "объективную"
и "субъективную" сферы, хотя и бывает удобно, но в общем-то
достаточно условно).
   Второй вопрос, во многом пересекающийся с первым,
можно сформулировать так: считается, что астролог предсказывает событие;
а что же такое "событие"?
   В бытовом понимании событие - это своего рода атом,
неделимая частица. Ибо когда говорят "у него нечто произошло",
то подразумевают определенный момент, определенный факт, а иной раз и
вполне конкретную оценку этого факта. Но даже с такой "бытовой"
точки зрения, при ближайшем рассмотрении, событие может превратиться в
более сложную структуру: собственно момент произошедшего не всегда совпадает
с моментом, когда клиент узнал об этом; непосредственные причины события
тоже напрашиваются стать его составляющими (например, сильная попойка
накануне вполне может рассматриваться как элемент последовавшей автомобильной
аварии). Если же взглянуть на событие с "кармической" точки
зрения, то становится просто невозможно определить его начало и конец,
ибо момент внешнего (пусть даже наиболее яркого) проявления становится
всего лишь песчинкой в океане других моментов этого процесса.
   Да и сам человек мыслит моментами и фактами, разве
когда пишет автобиографию. Как правило, у каждого человека разные периоды
жизни связаны с сложным спектром ощущений, нередко сменяющих друг друга
без непосредственно соответствующего им внешнего проявления. По-видимому,
в том и состоит основная трагедия астролога, что непрерывный процесс развития
космических циклов он пытается соотнести с не менее непрерывной реальной
жизнью, используя в качестве посредника дискретный (а следовательно, с
определенной точки зрения, неполноценный) язык астрологических символов.
   К этому ряду вопросов можно отнести и проблему оценки.
Может ли астролог с уверенностью утверждать, что одни события или периоды
хорошие, а другие плохие? Какие-то отдельные особенности восприятия гармоничных
и напряженных аспектов в транзитах и прогрессиях можно определить по натальной
карте человека; но в гороскопе не заложен уровень развития человека, а,
как правило, именно он формирует отношение к окружающей действительности.
   Многие астрологи склонны считать, что различные
астрологические циклы, позволяют различить разные плоскости восприятия:
субъективные и объективные, внешние и внутренние, формирования и проявления,
психологические, физические и кармические и т.п. Конечно, хочется этому
верить, ведь нельзя отрицать, что прогрессии показывают что-то одно, дирекции
- что-то другое, а транзиты - третье. Но почему-то пока кроме общих формулировок
типа "дирекции отражают внешние события, а прогрессии - внутренние"
о воплощении этого подхода в конкретные методики слышать не приходится.
   Сама астрологическая практика открывает массу путей
для такого рода исследований. Остановимся на двух наблюдениях, которые
в свое время привлекли наше внимание.
   Многие кульминационные моменты глобального события
происходят на ярких, но краткосрочных аспектах: например, аспекте транзитной
Луны к натальному Марсу. Долгосрочный же аспект, соответствующий событию
и по масштабам, и по своему содержанию к этому моменту явно вышел из орбиса
(например, квадрат транзитного Урана к МС, распавшийся незадолго перед
неожиданным серьезным конфликтом на работе). Напрашивается мысль, что
в прогнозах неплохо бы учитывать две стадии события: процесс накопления
энергии (на долгосрочных аспектах) и момент разрядки (на быстрых аспектах).
   При использовании для прогноза сразу нескольких
астрологических циклов (как собственно делают все профессиональные астрологи),
например, транзитов, вторичных прогрессий и третичных прогрессий, они
нередко показывают очень похожее событие, но с небольшим отличием в датировке
(например, с разницей в один месяц). При проверке выясняется, что более
ранняя дата связана с зарождением и предпосылками ситуации, более поздняя
с его результатами. Возможно, более тщательно проанализировав такого рода
наблюдения, можно разработать концепцию о структуре события и о значении
в ней конкретных астрологических циклов.
   VII
   Кроме мировоззренческих и научных вопросов у астрологии
есть масса других проблем, в частности социального и практического плана:
как преподавать астрологию, как и зачем нести астрологию в массы, в чем
заключается астрологическая этика и т.п. Поскольку жанр статьи не позволяет
нам остановиться на всех этих моментах, мы затронем в заключение лишь
один вопрос из научно-практической области: какую реальную помощь может
оказать астролог своему клиенту?
   Опыт многолетней практики показывает, что часто
человек приходит к астрологу с надеждой, что тот решит все его проблемы.
Если исключить вариант, когда астролог женится на несчастной клиентке,
которую бросил муж, или отдаст все свои деньги несчастному, выгнанному
с работы (нам про такие случаи слышать пока не доводилось), то, конечно,
решить свои проблемы человек может только самостоятельно.
   Зачем же тогда нужен астролог?
   Во-первых, как опять-таки показывает практика, многие
люди достаточно хорошо разобравшиеся в своих проблемах и прочувствовавшие
свой жизненный путь мучаются неуверенностью из-за того, что "у других,
вроде, все не так". В этом случае беспристрастное суждение человека,
который про все это ничего раньше не знал (то есть, астролога), совпадающее
с мнением клиента, убеждает последнего в правильности своих представлений
и выбранного пути.
   Во-вторых, многосторонний анализ любой сложной ситуации
открывает человеку глаза на многие ранее не учитывавшиеся связи событий
и позволяет ему принять правильное решение.
   В-третьих, астролог может дать клиенту представление
о динамике (то есть, причинах, этапах и возможных результатах) события.
Нередко удается даже найти способ поведения в момент действия напряженных
планетарных энергий, который был бы наиболее творческим и минимально деструктивным.
   Конечно, кроме этого астролог может дать конкретный
совет (например, за кого выходить замуж?) как человек, имеющий жизненный
опыт и располагающий определенной информацией, или же заняться психотерапией
в меру своих сил и умения. Но это лишь побочные результаты его деятельности.
   И уж, конечно, совсем абсурдно выглядят советы,
типа "остерегайтесь в этот день болезни или неприятностей с вашими
близкими". Они ни к чему кроме бессмысленной нервотрепки привести
не могут. Поэтому особенно приятно наблюдать, что многие современные астрологи
уже отказались от принципов классической астрологии, сообщающей, что когда
произойдет, и перешли к так называемой "гуманистической астрологии",
цель которой - максимальное раскрытие человеческих возможностей и осознание
своего предназначения.
  
Примечания
   1. Хотя термин "оккультное
мировоззрение" теперь стал общепринятым, с нашей точки зрения, более
адекватным своей сущности было бы название "теософское мировоззрение",
поскольку оккультная традиция, развивавшаяся в Европе, не предполагала
многих моментов, привнесенных теософами из восточных религий и философий.
   2. Что такое наука, на самом деле, далеко не простой
вопрос, поэтому нам и приходится апеллировать к сомнительному "общепринятому"
пониманию. Надеемся, что это не сильно помешает читателю воспринять приводимые
рассуждения.
   3. К сожалению, мы не достаточно хорошо представляем
какие современные достижения в этой сфере существуют у математики (наиболее
передовой науки); возможно, что теоретическая база для предполагаемой
концепции уже разработана. Во всяком случае, такая уже не новая область
математики, как модальные логики, заставляет по новому посмотреть на бытующие
представления о "Единой Истине". Физика уже в XX веке столкнулась
с такими проблемами, которые заставляют по-новому отнестись и к пониманию
науки, и к пониманию устройства мира в целом (взять хотя бы принцип дополнительности,
в соответствии с которым мы можем определить или скорость электрона или
его местоположение, но не то и другое одновременно). По сути, физика тоже
пришла к той идее, что в определенных случаях знание об объекте определяет
его свойства.
   4. Кстати, именно здесь и кроется принципиальное
отличие астрологических предсказаний от ясновидческих и пророческих. Астролог
выдает информацию уже подготовленную для восприятия, ясновидящий же предлагает
нерасшифрованную информацию, предоставляя клиенту догадываться самому,
что бы это могло значить. Из этого следует и основной недостаток астрологии
- астролог должен быть достаточно умен, чтобы воспринять вопрос клиента
и суметь дать на него достойный ответ (говоря другими словами, астролог
должен быть как бы "умнее" клиента). К тому же астролог принципиально
не может предсказать что-либо, что недоступно его сознанию. Ясновидящий
же вполне может передать информацию недоступною ему самому - лишь бы хватило
фантазии и образного мышления. Например, самолет в предсказании мог выглядеть
как "огненный дракон" или "железная птица", если предсказание
было сделано до изобретения самолетов. Да и сам ясновидящий, как известно,
нередко находился в состоянии бессознательном - в трансе, под воздействием
галлюциногенных средств и т.п., ибо его ментальная деятельность только
мешала, а не помогала процессу передачи информации.
   5. Такой вопрос обязательно возникает у каждого
серьезно практикующего астролога, например, в те моменты, когда клиент
вполне искренне говорит: "Что в тот год происходило? Да ничего не
происходило. Ну, ребенок родился. Ну, моя мать умерла. А так, ничего не
было".
   6. Мы намеренно не уточняем, что значит "хорошо",
чтобы не смущать читателя возможным различием астрологических концепций.
|